Достопримечательности на площади Трёх вокзалов

Статья рассказывает про самую оживленную площадь Москвы — Комсомольскую. Особое внимание к воротам столицы — Казанский, Ярославский и Ленинградский вокзалы.

Её назвали так потому, что вокруг разместились сразу три московских вокзала – Казанский, Ярославский и Лениградский. Многие порой даже не знают, что на самом деле называется эта площадь Комсомольской и что задолго до того, как были построены вокзалы, она уже стояла на этом месте.
Казанский вокзал на Комсомольской площади в Москве
Когда-то давно там, где располагается нынче площадь Трёх вокзалов, были лишь болота да луга. Место это называлось Каланчёвским полем. К концу XVII века неподалёку был выстроен Новый артиллерийский двор, состоявший из множества деревянных строений и складов с пушками и ядрами. Именно благодаря этому площадь осталась незастроенной, а в честь местности, на которой она образовалась, её назвали сначала Каланчёвской. В 1812 году артиллерийский двор загорелся, произошедший в результате взрыв был такой силы, что потряс восточную часть столицы.
В 1844 году на этом месте было решено построить Ленинградский вокзал – самый первый в Москве железнодорожный вокзал. Его, как и Московский вокзал в Санкт-Петербурге, проектировали и возводили одни и те же архитекторы – К. Тон и Р. Желязевич. Строительство было завершено в 1849 году. На сегодняшний день элегантное здание вокзала является памятником архитектуры, охраняемым государством.
Однако, как известно, помимо Ленинградского на Комсомольской площади стоит ещё две крупные желенодорожные станции. Один из них – Ярославский вокзал. Он появился здесь вторым и был построен как раз на месте взорвавшихся артиллерийских складов. Глядя на него сейчас, ни за что не скажешь, что в 1862 году это было маленькое неказистое здание. Современное строение без преувеличений можно назвать архитектурной достопримечательностью Москвы – будто и не вокзал перед вами вовсе, а яркий расписной пряничный домик. Новое здание в неорусском стиле было возведено в 1904 году. Впоследствии оно не раз реконструировалось и незначительно расширялось.
Последним на площади вырос Казанский вокзал (метро «Комсомольская») – строительство было начато в 1862 году и полностью завершено в 1864. Правда, почти через пятьдесят лет Правлением Московско-Казанской железной дороги решено было построить новое здание – на этот раз строительство продлилось без малого тридцать лет. В 1940 году перед москвичами и гостями столицы предстало эффектное здание, настоящее произведение архитектуры. Проект архитектора А.В.Щусев сочетал в себе исконно русское зодчество с элементами восточного стиля. Правда, в полном объёме задуманная талантливым архитектором грандиозная идея так и не была осуществлена – декоративное убранство сокращено, живописное оформление зала упрощено. Но даже то, что мы видим сегодня, несомненно, впечатляет.
Однако помимо вокзалов вокруг Комсомольской площади есть ещё ряд достопримечательностей. Взять хотя бы станцию метро: пол из розового гранита, вдоль зала –аркады из восьмигранных мраморных колонн держат изящные антаблементы, на потолке – мозаичные панно, украшенные смальтой и ценными камнями. На них отображены фрагменты истории русского народа – «Бородинское сражение», «Альпийский поход Суворова» и другие.  
Впечатляет и здание Центрального Дома культуры железнодорожника, и эффектное, и универмаг «Московский», и семнадцатиэтажное строение гостиницы «Ленинградская»: красивая площадь (кстати, переименованная в тридцатых годах в честь комсомольцев, прокладывавших открытую линию метро) достойно встречает своих гостей, прибывающих на её вокзалы.