История театрального искусства Венгрии

История венгерского театрального искусства своими корнями уходит во времена, которые предшествовали принятию христианства в стране. Историки считают, что его зачатки нужно искать еще в языческих обрядах кочевников, которые пришли на территорию Венгрии в девятом веке. В хрониках средних веков упоминаются скоморохи и певцы-музыканты, выступавшие во время проведения народных праздников. Одновременно с принятием христианства в страну пришла мистерия и литургическая драма на латинском языке. Церковная драма распространения в Венгрии не получила.

Первый театр
Некоторые знатные дворянские семейства в начале XVIII века завели у себя придворные театральные труппы, которые играли в основном на итальянском и немецком языке. В это же время в церковных школах пиаристского, иезуитского и других орденов вместе с религиозными постановками начали ставить спектакли на венгерском языке. Среди народа популярностью пользовались спектакли школьного театра, их репертуар состоял из интермедий и жанровых сценок. Иногда ставились пьесы знаменитых авторов, к примеру, некоторые комедии Мольера.
Профессиональный театр впервые появился в Венгрии в 1790 году. Театральный деятель и актер Л. Келеман в Пеште создал театральную труппу, состоящую из энтузиастов-любителей. Эта труппа просуществовала шесть лет. Театральный репертуар включал пьесы Шекспира, Лессинга, Шиллера, Мольера и других. Еще один крупный театральный центр открылся в 1792 году в городе Клуже. Его руководителями стали братья Фейер. Среди наиболее известных актеров того поколения стоит отметить актрису Моор, комика Янчо, трагиков Келемана и Патко. Многие труппы, в основном, вели бродячий образ жизни. Они выступали перед простыми зрителями в степных городах и селах. 
Революционная эпоха
В Пеште в 1837 году открылся «Мадьяр Синхаз», который спустя три года получил название Национального театра. Его репертуар состоял из драматических и оперных спектаклей по зарубежным, отечественным, классическим и современным произведениям. В тот период своего апогея достигли антигабсбургские настроения в обществе, которые вылились в освободительную революцию 1848-1849 годов. В связи с этим во многих постановках присутствовала идея борьбы за независимость. После поражения революции театр долго находился в упадке. Только когда его руководителем в 70-е годы стал известный венгерский режиссер Э. Паулаи, на сцене появились классические произведения в новой реалистической трактовке. Также он привлек к работе талантливого драматурга Г. Чики и выдающуюся актрису М. Ясаи.
В конце XIX века в столице Венгрии открылось несколько новых театров — Пештский народный, Народный в Буде, «Вигсинхаз» и другие. Также появились новые театральные здания в других венгерских городах — в Сомбатхее, Сегеде и Секешфехерваре. Начало прошлого века было ознаменовано поиском современных способов игры и выразительных средств. В межвоенный период в Венгрии появилось много частных театральных трупп, руководители которых преследовали, в основном, коммерческие цели. Они ориентировались на невзыскательную публику, поэтому в театрах преобладал развлекательный репертуар.
После войны все театры национализировали, в результате, их репертуар составляли произведения отечественной и мировой классики. Структура, когда финансирование осуществлялось государством, сохранялась до 1989 года.  После смены политического режима для венгерской культуры началась новая жизнь. Появилось много альтернативных театров, где работали молодые талантливые актеры и режиссеры. Постепенно начали появляться профильные театральные группы, которые ориентировались на собственную публику, и театры с коммерческими спектаклями и ревю.
Подробнее здесь…